Автор материала — Елена Калугина, коуч PCC ICF, со-основатель «Лаборатории группового коучинга», доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых.
Работая с группами, коуч может заметить, как группа становится настоящим «поддерживающим коконом» для всех ее участников. Часто участники сожалеют о завершении группы, им хочется продолжения, оставаться на связи и не закрывать процесс.
Достигая целей в поддерживающем окружении группы, в сопровождении и контроле безопасности от коуча, некоторые участники впервые попадают в пространство полной безоценочности, принятия и веры в себя. Что и дает им ресурсы и стимулы для более эффективного достижения намеченных целей.
При этом важно отметить риски, о которых могут не задуматься коучи, и не обязаны знать участники. Учитывая эти риски, мы сделаем наши группы не только теплыми в период их прохождения, но и безопасными для автономности и не нарушения реального ландшафта жизни наших участников.
Ловушка поддерживающего пространства группы заключается в том, что участник невольно сравнивает этот опыт с собственным окружением из обыденной жизни – в семье, в коллективе, в дружеском общении. И порой такое сравнение идет не в пользу последним. Звучат фразы участников «нигде не понимают меня так как здесь», «я понял, что мне нужно полностью менять окружение» и иллюзии «здесь хорошо, а там плохо».
Это создает риски подсаживания на коучинг и на коуч-группы, конфликтов с окружением. Ситуации, когда через собственный коучинг клиенты идут учиться коучингу по принципу «хочу всегда так» – так же могут быть результатом такого опыта. Но является ли это необходимым результатом наших групп?
Что вы этом плохого?
Здесь хочется свериться, насколько это честно по отношению к нашим клиентам и их реальной повседневной не идеальной жизни. Наша задача как коучей не в том, чтоб поместить клиента в идеальный мир и подтолкнуть к бессознательному поиску и сохранению идеализированного окружения. Наша задача в том, чтоб наши клиенты, оставаясь в собственном реальном мире стали в нем более устойчивыми, гибкими, вариативными в своих реакциях, способными там найти опоры и там создать себе поддержку, со своей стороны корректировать коммуникацию с окружением, делая ее более поддерживающей и здоровой, расширяя окружение, а не разрушая имеющееся.
Коучинговый стиль коммуникации и пространство, созданное правилами группы, может стать позитивной ролевой моделью, которая запускает «круги по воде» меняя коммуникацию участников групп с их окружением. Но может и стать «лакмусовой бумажкой» и вытолкнуть клиента в изменения, к которым он возможно не был готов и которые не были ему необходимы.
Неужели не давать поддержку?
Здесь хочется свериться с этикой и компетенциями коуча, и обратить внимание на то, что предлагаемое отношение не противоречит, а напротив полностью соответствует сути компетенций коуча, которые предлагают поддержание автономности наших клиентов. Здесь важно прислушаться к собственным убеждениям на тему поддержки.
Что для вас является подлинной, одновременно не нарушающей границ, поддержкой?
Каким же образом можно сохранить поддерживающее пространство группы и не перейти грани иллюзорной «идеальной семьи»?
- Коучу важно для себя самого осознавать роль группы для участников, как временного пространства, в котором каждый решает свои задачи. Здесь всплывают и проявляются многие личные паттерны и прорываться глубокие не закрытые потребности в поддержке, которые могут провоцировать ответную реакцию коуча и группы к сильному сближению.
- Коуч бессознательно нуждающийся в по-семейному теплом пространстве может закрывать группой свои личные потребности. Важно разделять, кто мы для группы и чем является группа для нас.
- Коуч внимателен к своим чувствам и реакциям на группу, и делится наблюдениями осознанно и умеренно, не раскрывая каждый свой отклик, но учитывая его и корректируя поведение, тестируя гипотезы. Замечая проявления групповой динамики, информируя группу о ее этапах, важно не западать в личностные формулировки «я чувствую, как нам тяжело».
- Ни в коем случае нельзя рассказывать участникам группы примеры ситуаций из прошлых групп, дабы не создавать прецедента нарушения конфиденциальности и не давать ощущения заговорческой откровенности.
- В отдельных методах работы с группой коуч может вставать в группу наравне с участниками, этот инструмент важно использовать управляемо, не провоцируя группу давать поддержку себе.
- Важно сохранять нейтральность своей позиции и внимательно отслеживать собственные реакции, как на каждого участника, так и на пространство группы в целом, замечать порывы включиться в треугольник Карпмана, опекать и защищать участников, «перекармливать» их пользой.
- Главной опорой группового коуча являются правила группы, заранее оговоренные и корректируемые с учетом прецедентов, а не готовность коуча «броситься грудью на амбразуру».
- В коуч-группе не поддерживается оффтоп, уход внимания с темы группы на пространное общение и личные темы. Избыточное сближение отдельных участников в пределах группы нарушает общее равновесие, провоцирует нарушение конфиденциальности и обсуждение участниками своих коллег по группе. Важно в правилах группы особенно фиксировать конфиденциальность.
- В группе мы крайне осторожны с обратной связью (компетенция 7.5), понимая, что избыточное оголение чувств участников делает их уязвимыми. Каждый участник группы делится тем, чем готов поделиться с группой. Коучу важно следить, чтоб участники не стимулировали откровенность друг друга из благих побуждений.
- Группа должна быть закрыта (соблюдение заявленного срока работы группы, удаление чата после завершения). Дальнейшее общение участников коуч-группы остается на их усмотрение за пределами группы. Грусть в завершении группы является нормальным этапом групповой динамики.
- Супервизия – необходимая часть профессиональной гигиены группового коуча. Огромное количество групповых динамик сложно отследить в моменте и сохранять устойчивость к ним. Не проработанный коуч сильнее рискует обрушить собственные процессы на группу.
Групповая практика – прекрасный, по-настоящему поддерживающий и развивающий формат работы. А осознанное отношение к тому, чем является группа для участников и для самого коуча делают его позицию еще более профессиональной и устойчивой.
Лаборатория Группового Коучинга приглашает вас на Практикум «Основы группового коучинга», который начнется 7 сентября 2023. По промокоду CoachingHub у вас есть спецпредложение — 5%.
Другие материалы Лаборатории Группового Коучинга:
- Групповой коучинг: фундаментальные основы и задачи коуча, Елена Титова
- Как работать с метафорами в групповом коучинге, Елена Калугина
- Идентичность клиента: определение и значимость категории для эффективного индивидуального и группового коучинга, Елена Титова
- Кино-коучинг как формат группового коучинга, Елена Калугина
- Групповой АРТ-коучинг: ценность и эффективность подхода, Елена Титова
- Как создать эффективную поддержку в групповом коучинге, или «не создавайте участникам идеальную семью», Елена Калугина
Елена Калугина
- коуч PCC, ICF
- со-основатель Лаборатории группового коучинга,
- доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых