Автор этой статьи — Елена Калугина, коуч PCC ICF, со-основатель «Лаборатории группового коучинга», доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых, со-автор телегам-канала Лаборатории Группового Коучинга.
Групповой кино-коучинг — один из наиболее универсальных методов, актуальных и для разовой встречи, и для одной из встреч в составе длительной группы. Такой формат уместен так же в сообществах, на корпоративных мероприятиях и выездах. Он дает прекрасный выбор глубины погружения в зависимости от готовности каждого участника, ведь каждый видит в фильме свои, соответствующие его поискам, слои. При этом совместное исследование в группе раскрывает новые грани не только фильма, но и самих участников через осознание того, как еще иначе можно понять произведение.
Название определяет формат – для коучинга используется выбранный коучем/ведущим кинофильм, который становится метафорической основой для группового исследования. Несомненно, особую важность имеет выбор фильма, соответствующего теме и задачам сессии.
А вот способ проведения может быть разным:
- Совместный просмотр полнометражного или короткометражного фильма/ мультфильма, фрагмента или другого видео-произведения (например, выступления спикера или сильной рекламы, почему нет) с последующим разбором.
- Предварительный просмотр заранее обговоренного ведущим фильма. Сама встреча полностью посвящается коучингу, в котором используется материал произведения, с которым участники уже знакомы.
Сам процесс исследования, основанного на фильме так же может быть выстроен как минимум двумя разными способами.
Вариант 1. Исследование с широкой рамкой, максимально открытыми вопросами, отвечая на которые, каждый исследует свой запрос через метафорический материал фильма, как он раскрылся лично для него.
Примеры коучинговых вопросов для такого подхода:
- Что для вас оказалось главным в этом фильме?
- В ком из персонажей вы нашли близкое вам?
- Что вы хотели бы изменить в сюжете?
- Какой момент вас наиболее сильно зацепил? Что вы ощутили? Что это чувство позволяет узнать о себе?
Вариант 2. Коуч учитывает сюжетную линию фильма, цитаты и образы при формировании сценария сессии. Этот вариант дает меньше свободы и сужает рамку исследования, но прекрасно подходит для работы с группой более 10 человек, в условиях предварительного просмотра фильма (когда нет гарантий, что все участники встречи с фильмом знакомы и помнят детали), при работе с незнакомым сообществом, которому важно дать ценность независимо от знакомства с произведеием каждого участника встречи.
Примеры вопросов для данного подхода (на примере фильма «Шоколад»):
- «Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем в чем отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь и кого согрели». А что чувствуете вы, когда слышите эту цитату?
- «- Что вы исповедуете? — Шоколад» Во что верите и «что исповедуете» вы? Какое слово ваше?
В данном подходе важно при создании сценария групповой сессии сохранить пространство для гибкости в ответах участников.
Оба подхода можно комбинировать. Важно не забыть контрактные и завершающие вопросы, которые позволят сфокусировать участников на их запросах и в конце встречи «заземлить» выводы исследования, а также объединяющие раунды, направленные на управление групповой динамикой и осознания каждого через идеи, звучащие в группе.
Елена Калугина
-
-
- Коуч PCC ICF,
- со-основатель Лаборатории группового коучинга,
- доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых
- со-автор телегам-канала Лаборатории Группового Коучинга
-