Если вы не так давно познакомились с коучингом, то наверняка уже слышали или читали, что лучше определиться со своей нишей в коучинге.
Для начала давайте определим — что есть ниша?
Если совсем просто, то ниша — это специализация. Эта та область, в которой вы особенно хороши — результативны. Это можно сравнить с аналогией — если вам нужно подготовиться к экзамену по-английскому, вы не будете искать любого учителя, вы будете сразу искать преподавателя английского, желательно по рекомендации. Или, вернемся к коучингу, если перед вами задача начать свой собственный бизнес, к кому Вы обратитесь с большей вероятностью — к лайф коучу “широкой специализации» или коучу, который известен именно своей экспертизой — сопровождение, поддержка в успешном старте собственного бизнеса?
ЗАЧЕМ
Ниша — это первый шаг в выделении себя из большого многообразия предложений на стремительно растущем рынке сегодня. Определение вашей ниши на текущий момент позволит вам
- ёмко презентовать себя и свои услуги,
- выделить те аудитории клиентов, которым вы можете и хотите помочь,
- корректно определять стоимость своих услуг,
- становиться мастером своего дела в конкретной области, создавая доверие к себе,
- иметь общий язык со своей аудиторией, понятно и конкретно пояснять примеры,
- вести успешно свой коучинговый бизнес, нацеленный на определенную аудиторию.
По сути говоря, выбор ниши помогает вам сконцентрироваться и сфокусироваться на выбранном профессиональном пути. Можно быть коучем “широкой специализации”, а можно быть экспертом в конкретной области. И именно это увеличит, а не отвлечет поток клиентов, как часто это возникает в наших страхах. Чем более узкой и ценной является ваша экспертиза, тем ярче вы светите.
КАК
На самом деле, это не так сложно сделать выбор, как кажется. Во-первых, важно помнить о том, что выбор ниши — это не навсегда, вы всегда можете поменять свою сферу профессиональных интересов с возникающими захватывающими результативными кейсами, вы сами будете меняться, наконец! Во-вторых, нужно дать себе время услышать себя, понять и почувствовать, в каком направлении идти по-настоящему хочется — иногда требуется время на исследование, искреннее с самим собой, и прочувствование. В этом вам, конечно же, поможет на более глубоком уровне ваш коллега-коуч.
Либо можно самостоятельно проделать следующие шаги —
- Составить список ответов на вопрос — В чем конкретно я люблю помогать людям? Когда ко мне приходят мои друзья и близкие люди, о чем особенно страстно я с ними разговариваю, пытаясь в чем-либо поддержать?
- Задать конкретный вопрос своей семье и близкому окружению — тем, кто знает вас больше остальных, — какие сильные стороны они видят у вас? За каким советом они прийдут к вам в случае необходимости? В каких направлениях?
- В чем вы были успешны на своей любой работе до этого момента? Что нравилось делать и что приносило результаты?
- Теперь посмотрите на эти три списка. Выделите то, что звучит неоднократно.
- Выберите из списка то, что вам резонирует больше всего. Это может быть не один пункт, однако стоит выбрать что-то одно — это единственный способ движения дальше.
Можно выбрать другой подход — позволить нише найти вас самих — если вы даете себе время для этого. Расслабиться и проанализировать, на какие темы были ваши первые коучинговые сессии, которые вы с удовольствием проводили и в которых клиент получал желаемый результат. Если это отзывается — это тоже может быть вашей нишей. Как вариант для сверки “правильности” выбора — если вы с особым удовольствием говорите о своих клиентах с определенными целями, искренне желаете им помочь с их трудностями.
Можно вообще не выбирать свою нишу и заниматься коучингом для удовольствия время от времени. Но тогда речь навряд ли может идти о бизнесе и о профессиональных изменениях.
Не могу не поделиться интересным и информативным материалом — дискуссией опытных коучей, экспертов-практиков в области продаж и продвижения — о преимуществах выбора ниши и его отсутствия. Просмотр этого видео даст вам возможность подумать над разными подходами и выбрать для себя тот, который откликается.
А чтобы быть постоянно в среде коллег, мастеров коучингового дела имеет смысл подписаться на дайджест ключевых событий, материалов в коучинге или следить за коучинговыми мероприятиями в Календаре.
Как всегда — что бы вы для себя ни выбрали, это будет верное решение в данный период вашей профессиональной жизни!
Полезная информация