Профессиональными рекомендациями по этой актуальной теме поделилась Елена Калугина, коуч PCC ICF, со-основатель Лаборатории группового коучинга, доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых.
Метафора – один из любимых элементов коучей, который открывает клиенту путь к подлинным глубинным ощущениям и сильным осознаниям. Работа с метафорами в группе имеет свои особенности. Связаны они с той глубиной, на которую метафора позволяет погрузиться. Это с одной стороны огромный потенциал и возможность, с другой — ограничитель для коуча.
В сессии группового коучинга метафора может звучать в истории одного из участников, когда, отвечая на вопросы коуча, он находит свою метафору. Или же она может быть частью сценария коуч-сессии, созданной коучем (пример — тема сессии «Мой путь», «Лестница роста лидера»).
В групповом коучинге метафора может проявиться:
- в формулировке темы группы или отдельной сессии,
- на этапе контракта (контракт на языке метафоры «Что для вас полет?» «Как хотели бы, чтоб для вас он изменился в результате нашей коуч-группы?»),
- в рефлексии участника сессии при ответах на открытые вопросы коуча,
- в рефлексии коучем энергии группы в качестве отклика на групповую динамику («Что за глубинные течения вы сейчас ощущаете в нашей группе?»),
- в составе предложенного коучем инструмента (например «Навигатор к цели»),
- в исследовании метафоры, прозвучавшей в запросе одного из участников,
- отдельно стоит отметить использование МАК-карт, очень уместное в групповом коучинге.
Появление метафоры в рассказе участника дает импульс не только коучу для вопросов на языке метафоры (что всегда усиливает индивидуальные сессии), но и создает «новое» для других участников группы. При общей теме сессии метафоры очень расширяют понимание темы и могут развиваться всеми участниками через рефлексию историй, услышанных от коллег в единый образ («для меня это как лампочка», «а я хотел бы, чтоб это стало светодиодной гирляндой, дающей радость», «ощущение сплетающейся косы из разных историй»).
Коучу важно помнить, что метафоры могут оголять очень глубокие эмоции – нужна готовность к ним с учетом присутствия группы. Поэтому можно выделить ряд факторов, которые стоит иметь ввиду, предлагая или замечая метафоры.
Что важно учесть, используя метафоры в групповом коучинге:
- Корни метафор исходят из бессознательного. Поэтому их появление может быть признаком погружения на важную для участника глубину. В пространстве группы коучу важно быть бережным и внимательным к таким моментам. Они могут задевать что-то очень личное, в том числе то, что участник не захочет выносить на обозрение группы. Важно быть деликатным с уточняющими вопросами и поддержать ощущение доверия и безопасности.
- В завершении сессии метафору важно «заземлить», привязать к реальности участника и его предстоящим переменам.
- Если метафоры участников «сплелись» в общую историю, важно, чтобы выходя из группы, каждый участник применил полученные осознания к лично своим дальнейшим переменам, что достигается вопросами коуча, возвращающими внимание каждого участника на свои личные осознания и предстоящие шаги.
- Метафора каждого участника уникальна (для одного успех – это «путь вверх», для другого «полет»), но и за одной названной метафорой кроются уникальные ассоциации (говоря «маяк», каждый участник представляет свой уникальный образ, окрашенный различными эмоциями).
Любая метафора динамична и может развиваться во времени и пространстве воображения, а многообразие откликов нескольких участников на одну метафору создаёт ее многомерность.
Таким образом, рождение метафор является настоящим подарком и говорит о высоком доверии, партнерстве и безопасности в группе, где появляется пространство для глубокого и подлинного ощущения, которое точнее не передать.
Более детально представить проявления метафор в групповом коучинге можно, посмотрев вебинар Лаборатории группового коучинга, в составе которого представлена демо-сессия для группы с использованием метафорических карт.
Елена Калугина
- Коуч PCC ICF,
- со-основатель Лаборатории группового коучинга,
- доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых