Материал подготовлен Ольгой Абрамовой, старшим преподавателем НИУ ВШЭ, кандидатом психологических наук, организационным психологом со специализацией на инновациях и лидерстве, бизнес-коучем.
Разумеется, я не верю, что подкова приносит удачу. Но я слышал, что она помогает независимо от того, верят в нее или нет.
Эпиграф — слова Нильса Бора, известного датского физика, Нобелевского лауреата. Эта фраза отражает интересное научное объяснение, связанное с понятием удачи. На первый взгляд, удача может казаться абстрактным и непредсказуемым феноменом. Однако, согласно научным исследованиям, постоянную удачу ряда людей можно объяснить через социально- психологические аспекты, особенно если сравнивать паттерны поведения людей, считающих себя удачливыми и людей, считающих себя неудачливыми.
Психологический механизм удачи основан на концепции «позитивного мышления». Когда мы верим в свои возможности, перспективы успеха становятся более реальными, так как эта уверенность запускает изменение нашего самовосприятия и восприятия окружающего мира.
Представьте, что вы выходите из дома в прекрасном настроении, возможно, у вас новая прическа, которая вам очень идет или новый костюм, придающий импозантный и деловой вид. Светит солнце, вы чувствуете себя уверенной/ым и привлекательной/ым. Вы открыто смотрите на встречающихся по дороге людей, улыбаетесь и чувствуете, что день будет удачным для вас. У вас в расписании стоит встреча с новым клиентом. И вот в таком настроении вы открываете дверь, ваш позитивный настрой создает вашу манеру держаться и позволяет больше наслаждаться процессом общения. Ваша вера в свою удачу поддерживает вас как “добрый друг”, дает вам дополнительный импульс и мотивацию реализовывать свои задумки с полным энтузиазмом. Клиент чувствует эту энергию и откликаются на нее, разговор проходит успешно, взаимное впечатление сформировано, итог: успешное и продуктивное взаимодействие. Это явление также объясняется социально-психологической теорией самосбывающегося пророчества Р. Мертона: вера в удачу может влиять на наше поведение и восприятие окружающего мира, что, в свою очередь, может привести к выбору успешных последующих действий. Если мы считаем себя удачливыми, мы будем более мотивированы принимать риски, стремиться к новым возможностям и будем настойчивее.
Также обстоит дело с убеждением в собственной неудаче: уверенность в негативном исходе снижает наше желание действовать и быть последовательными. Эта модель поведения приводит к игнорированию многих возможностей. Наша естественная склонность фокусироваться на возможных потерях повышает количество аргументов против рискованных или новых действий, и в итоге страх ошибки или неудачи становится доминирующей мыслью и останавливает движение к заветной цели.
Понимание научной подоплеки феноменов удачи и неудачи как части выбранной модели жизни позволяет создавать наиболее помогающие нашей удаче убеждения и установки, а мешающие – трансформировать в опыт для обучения. Знание научной базы “привлечения” удачи способно сформировать современную модель успеха, актуальную в быстроменяющемся и зачастую непредсказуемом мире. Психология удачи — новая стратегия для улучшения своих результатов в любом контексте отношений, сфере деятельности и на любой территории.
На программе Факультета социальных наук НИУ ВШЭ «Психология удачи: стратегия успешной жизни» можно изучить психологические аспекты удачи и успешности в различных сферах жизни, используя современную научную базу знаний и исследований.
Ольга Абрамова
- Старший преподаватель НИУ ВШЭ
- Кандидат психологических наук
- Организационный психолог со специализацией на инновациях и лидерстве
- Бизнес-коуч