Подросток: инструкция по общению, или 5 коучинговых инструментов к пониманию друг друга - Coaching Hub
Close

Автор 15:18 Развитие

Подросток: инструкция по общению, или 5 коучинговых инструментов к пониманию друг друга

Автор материала — Татьяна Плотникова, сертифицированный коуч ICF, лидер проекта «Коучинг в образовании», учитель со стажем 30+, автор телеграм-канала Счастлив быть родителем!


О, подростки! Кажется, что только и слышу при общении с родителями подростков о кошмарах переходного возраста. «Она ничего не хочет», «он грубит», «они совсем не слышат, что им говорят!». По специфике своей работы знаю, что те, с кем я общаюсь – классные ребята, открытые. Они готовы к общению и эксперименту.

Недавно 17-летний парень, который пришел ко мне на занятия первый раз, сказал, что ценным для него в нашей встрече было то, что я его выслушала! Кааарл, просто выслушала!!! Я вижу, что он пока еще в своей «маске», которую надевает для общения со взрослыми. Но мы только в начале пути. Знаю, что все получится, для этого требуется время.

С чего начать применять коучинг или коучинговый подход в общении с подростками?

1. 5 принципов Милтона Эриксона, которые лежат в основе и  коучингового подхода.

Must have!
Как только взрослый принимает подростка умом и сердцем, то что-то сразу меняется.  Ведь со всеми все ОК! Появляются уверенность в том, что подросток  справится с задачей, потому что у него все для этого есть: энергия, знания, понимание, любопытство. Что сейчас подросток делает лучшее из того, что может в данный момент.  Даже если это не совпадает с нашими ожиданиями (нет очарований – нет разочарований).  И даже если сейчас не справляется самостоятельно, то обязательно справится, когда что-то отработает с нашей, взрослой помощью, поверит в свои силы…

И тогда задача взрослого – выяснить, что может поддержать подростка, показать ему возможности.

2. Установление доверия или доверительных отношений между собеседниками

Это тоже must have, иначе никак не получится.

Вопрос: Как можно выстроить доверие (а у подростков его еще и заслужить)? 

Ответ: Быть открытым, искренним, проявлять интерес к собеседнику, улыбаться, прояснять подробности, если это возможно, ждать ответа на вопрос.

Чувствуете разницу между тем, что «я взрослый  = я больше знаю, поэтому я прав» и тем, « что ты думаешь по этому поводу?», « мне интересно, как ты отнесешься к тому, чтобы …»? Уверена, что чувствуете. Авторитарный стиль общения vs доверительный. Из доверия появляется партнерство. Когда мы доверяем, слышим друг друга, понимаем, принимаем, можем не соглашаться и, при этом, уважать мнения другого.

3. Умение слушать и слышать (без оценок и советов)

Потому как работает именно ТАК!
Здесь важно, на мой взгляд, не привносить свое видение ситуации и сфокусироваться на том, что говорит или не говорит подросток,  что старается донести до вас. Помогает сонастройка (раппорт) и безоценочность.

Часто бывает так, что подросток говорит с вызовом, или старается угодить взрослому, или вовсе отмалчивается. Задача взрослого – понять, почему сейчас так? Что стоит за этим? Что можно и нужно изменить? И потом поделиться своим соображением с подростком. Так будет честно.

4. Развивающая обратная связь, как в случае провала, так и в случае успеха

Вспомните «правило зеленой ручки» — отмечаем то, что уже получается, подсвечиваем зону развития. Да, это искусство и навык. Взрослый таким образом помогает подростку почувствовать  сильные стороны, обрести внутреннюю уверенность. И, опираясь на них, двигаться вперед.

Чаще бывает наоборот: взрослые быстро видят ошибку, спешат сразу  на нее указать и исправить. И никакого развития.

5. Умение задавать продвигающие коучинговые вопросы

Подростки привыкли, что с родителями общаться неинтересно. Ведь родители, все про учебу и школу интересуются. Запрещают играть в компьютерные игры. И бубукают еще потом два часа…

Уметь задавать раскрывающие и продвигающие вопросы – классная альтернатива советам и нравоучениям. Если спросить подростка, что его так манит в компьютерной игре, то в его ответе откроется целый мир возможностей! И узнаете своего ребенка глубже. Это я вам как мама 16-летнего  подростка говорю.

Как вам идея применения коучинга? Мне нравится, это работает!

Проверено на себе и десятках подростках.


Татьяна Плотникова

сертифицированный коуч ICF

лидер проекта «Коучинг в образовании»

учитель со стажем 30+

автор телеграм-канала Счастлив быть родителем!

Вконтакте

(Visited 355 times, 1 visits today)
Last modified: 09/11/2023
Close
🞩
Присоединяйтесь к каналу платформы - расширяйте кругозор и будьте в курсе всех событий в коучинге
телеграм