Командный коучинг, фасилитация, тимбилдинг: что и когда выбрать? - Coaching Hub
Close

Автор 21:50 Развитие

Командный коучинг, фасилитация, тимбилдинг: что и когда выбрать?

Материал подготовлен Еленой Челокиди — коучем высшей международной индивидуальной и командной категории MCC и АСТС ICF, ментором, издателем, автором, основателем Центра развития коучей и менторов Елены Челокиди.


В этом материале поговорим о том, чем командный коучинг отличается от других видов помощи командам, и как понять, что нужен тот или иной подход в работе.

Командный коучинг — такой вариант сотрудничества, когда команда идёт сама к своим значимым целям, которые имеют какое-то количественное выражение и эмоциональную окраску, а коуч по пути помогает ей в этом процессе: обсудить важные вопросы, принять решение о непосредственных действиях, которые выполняются между сессиями, улучшить навыки командной работы, которые влияют на достижение результата.

Если мы говорим про запрос на тимбилдинг, то он может звучать, как «хотим повысить уровень доверия», или «сплотить команду», или «хочется, чтобы люди вели себя более раскрепощённо и хотели работать вместе», «нам каким-то образом надо людей расслабить, и чтобы у них было намерение сотрудничать». И это разовое мероприятие — может быть, день, может быть два. Оно не связано с рабочими вопросами. Когда люди возвращаются на своё рабочее место, получается так, что рабочие вопросы так и остались не решены. Но это и не было целью мероприятия.

Если мы говорим о фасилитации, то здесь фокус держится на том, что по итогам необходимо принять решение, нужно услышать все точки зрения, сформировать видение, прояснить стратегию. То есть здесь важен результат, в котором учитывается мнение определённого числа людей. И здесь нет задачи, чтобы ещё одновременно они стали друг к другу относиться лучше или прояснили конфликтные моменты. Фасилитация — это облегчение обсуждения. Это некие алгоритмы и структуры. Фасилитатор заранее знает тему и к ней готовится, приходит с планом мероприятия. Часто согласовывает его с лидером команды, у фасилитатора есть определённый заказ. Это тоже зачастую разовая история. Используется, когда нужно принять решение, сформировать стратегию, обсудить важный вопрос. Для этого приглашается фасилитатор, который это приятно и креативно обставляет. Люди по итогу имеют какое-то принятое решение, или список идей, или флипчат с зафиксированными мыслями. И потом уже самостоятельно идёт дальнейшая доработка.

Когда мы говорим про командный коучинг — это не разовая история, это путь команды к достижению её целей. Здесь важна привязка именно к измеримым и важным целям по итогам серии встреч. Без повышения доверия туда не дойдёшь. И, соответственно, тимбилдинг входит в командный коучинг. Но не как отдельное мероприятие, а в виде элементов тимбилдинга, которые встраиваются в работу коуча в начале или середине каждой сессии. Во многом за счёт повышения уровня доверия друг к другу и желания сотрудничества команда может принять решение и прийти к тому, к чему еще никогда не приходили.

Хочу подсветить еще одно важное отличие командного коучинга от фасилитации помимо длительности. Во время фасилитационных сессий у фасилитатора не стоит задача научить, разобрать и рассказать.

Во время командного коучинга у коуча стоит задача, чтобы то, что применяется на сессии командного коучинга, естественным образом вошло в жизнь и стало понятно участникам. Потому задача коуча еще и сформировать навыки командной работы, чтобы команда стала самодостаточной и способной к самокоучингу.

Недавно мне задавали вопрос, может ли коуч использовать инструменты фасилитации в своей работе? И ответ здесь — конечно да.

Даже в компетенциях командного коуча написано, что более директивные методы работы с командой коуч использует тогда, когда команда не может дойти до своей цели менее директивным способом.

Хочу на эту тему рассказать кейс, с которым ко мне приходил командный коуч за советом.

Вопрос от коуча звучал так:

«Команда очень тяжёлая, на подъём. В чистом коучинге работается очень тяжело, как мне, так и команде. Команда очень тяжело отвечает на вопросы, тяжело генерирует идеи и ещё тяжелее рефлексирует. Работать в таком формате 2 часа становится жутко тяжело и я задумываюсь, а что, если с такой командой начать работу не с чистого коучинга, а с фасилитации. А потом уже подходить к коучингу»

Если коуч это чувствует, то наверняка и команда это чувствует. В этом случае я рекомендую коучу честно спросить — выйти примерно на такой диалог: «Слушайте, я вот чувствую, что тяжело как-то идёт у нас работа. Я задаю вопрос — тяжело генерится, задаю другой — идет не легче. Чего же не хватает, чтобы было легко?»

Будет хорошо задать именно наводящий вопрос, а не спрашивать напрямую. Ведь можно получить ответ: «Мы не привыкли работать в таком формате. Привычнее, когда нам говорят «делай раз, делай два». И тогда это хороший повод рассказать, что коучинг — это про то, чтобы самим генерить идеи.

И здесь можно тогда начать задавать вопросы: «Давайте я вам буду предлагать иногда на выбор алгоритмы, которые могут облегчить вашу генерацию идей?»

То есть здесь уже подключаем элементы фасилитации, если команде чистый коучинг дается тяжело. При этом, задавая вопросы и предлагая выбор, мы остаемся с командой на равных позициях, не забирая ответственность у команды и «не спасая» ее.

Таким образом в этой ситуации я бы рекомендовала:

  1. Поделиться открытой обратной связью и спросить, чего не хватает
  2. Предлагать разные варианты выбора. Например, если уже идёт обсуждение, спрашивать: «Что бы вам сейчас хотелось?». Они же наверняка знают, чего хотят.

Можно спросить: «Как вам лучше — все выписать, потом объединить? Или вы хотите поработать в группах?» Таким образом вы оставляете ответственность на них. И тогда они останутся «взрослыми» и сами решат, как им будет удобнее. То есть коуч фасилитирует, организовывает процесс, но команда принимает решение, и ответственность остаётся на ней.

Такой совет хорошо сработал в той ситуации.

Если у вас тоже есть вопросы по работе с командами, буду рада поделиться своим опытом!


Центр развития коучей и менторов Елены Челокиди:

сайт Мир командного коучинга, телеграм-канал Центр Елены Челокиди, Елена Челокиди ВКонтакте 

Расписание программ обучения командному коучингу в Центре:

26-28 января 2024 — Мир командного коучинга®: ОСНОВЫ (Инструменты)

16-18 февраля 2024 — Мир командного коучинга : Паттерны


    • Елена Челокиди
  • Коуч высшей международной категории — Master Certified Coach ICF
  • Командный коуч высшего международного уровня Advanced Certification in Team Coaching ICF
  • Эксперт международного сообщества ClubFirst
  • Член группы по разработке компетенций командного коуча ICF – 2020
  • Президент “Ассоциации профессиональных командных коучей и бизнес-менторов
  • Член рабочей группы НАРК по разработке квалификаций, требований и оценочных средств к профессиональному стандарту «Консультант в области управления персоналом»
  • Президент отделения Международной федерации коучинга в России 2016 — 2017
  • Обладатель премий: Young Leader ICF – 2018, Leaders Award-2017, Chapter Recognition Award — 2018
(Visited 196 times, 1 visits today)
Last modified: 21/01/2024
Close
🞩
Присоединяйтесь к каналу платформы - расширяйте кругозор и будьте в курсе всех событий в коучинге
телеграм