Что такое evidence-based коучинг: развитие научно обоснованного коучинга в рамках Психологии коучинга (Coaching Psychology) - Coaching Hub
Close

Автор 15:27 Развитие

Что такое evidence-based коучинг: развитие научно обоснованного коучинга в рамках Психологии коучинга (Coaching Psychology)

Материал подготовлен Натальей Викторовной Антоновой, кандидатом психологических наук, доцентом департамента психологии НИУ ВШЭ, профессиональным коучем, автором и преподавателем программ по коучингу в НИУ ВШЭ, автором учебников «Коучинг в бизнесе», «Консультирование и коучинг персонала», руководителем научно-учебной группы НИУ ВШЭ «Психология организационной коммуникации».


Практика коучинга набирает все большую популярность и активно распространяется. Однако до сих пор продолжаются дискуссии по поводу то поводу его обоснованности и легитимности. Так, нередко можно встретить статьи с заголовками типа «как отличить коуча от мошенника».

В 2022 году в России был принят профессиональный стандарт «Консультант по управлению персонала» с включением трудовой функции «коуч». Это событие можно считать началом легитимизации коучинга как профессиональной деятельности на государственном уровне. Однако организациям, которые будут включать коуча в свой штат, необходимы достоверные данные о том, какую реальную пользу коучинг может принести. Для получения таких данных необходимо проведение специально организованных исследований. Опросов мнений, которые обычно проводятся, для этого недостаточно – нужны рандомизированные исследования, которые могли бы показать реальные эффекты.

Понятие evidence-based (научно обоснованной, доказательной) практики пришло из медицины, и сейчас распространилось на другие виды деятельности: психологию, образование и т.д.

В доказательной медицине используются только те методы и лекарственные средства, которые прошли клинические исследования. Выделяют несколько уровней доказательности:

  • Низший уровень — Good Clinical Practice (клиническая договоренность): когда для какой-то методики нет экспериментальных исследований, или они невозможны по какой-либо причине (например, это очень редкое заболевание), но метод широко распространен и в группе экспертов существует согласие в отношение этого метода.
  • Уровень C (можно так делать): в основе рекомендаций лежит мнение экспертов или клинический опыт крупных авторитетов, или же рекомендации опираются на исследования недостаточно хорошего качества.
  • Уровень B (желательно так делать): в основе таких методов лежит хорошо проведенное клиническое исследование, но нет рандомизированных исследований
  • Уровень А (должно): в основе такой рекомендации лежит как минимум одно рандомизированное контролируемое клиническое исследование по теме данной рекомендации.

Если проанализировать русскоязычные публикации по теме «коучинг», мы видим, что в основном это описательные работы, в которых описывается содержание практики, отдельных техник или отдельных кейсов, но нет ни одного рандомизированного исследования.

Таким образом, уровень доказательности коучинга в России сейчас низший на уровне Good Practice или С: есть некие договоренности о том, как нужно действовать, что считается «хорошей» практикой (стандарты различных ассоциаций), но почему нужно проводить сессию или применять какую-либо технику именно таким образом – достоверных доказательств нет.

История развития доказательного подхода в коучинге описана в моей статье Психология коучинга: путь к легитимизации коучинга как научно обоснованной помогающей практики.

Исследования эффективности коучинга и психологических механизмов, лежащих в основе его технологии, проводится в рамках новой отрасли психологии «Психология коучинга» (Coaching Psychology). К сожалению, в России Психология коучинга все еще малоизвестна, и представление о том, что является или не является evidence-based практикой, почти отсутствует. Отсюда появляются различные причудливые образования и наименования коучинга, не имеющие ничего общего с признанными в психологии теоретическими подходами (голографический коучинг, квантовый коучинг и т.п.). В основе теоретического подхода лежит модель личности – а ведь именно с личностью работает коуч. Многие же наименования являются маркетинговыми уловками, уводящими внимание клиента от содержания коучинговой практики. Коучи часто используют методы, являющиеся ненаучными или псевдонаучными (эннеаграмма, Дизайн человека и т.п.), на просторах Интернета можно даже встретить коучей, заявляющих, что они используют карты Таро, или нумерологию, или руны. Все это снижает репутацию профессии коуча, размывает содержание коучинговой практики в глазах потенциальных клиентов. Внедрение принципов evidence-based коучинговой практики, более глубокое теоретическое обучение коучей поможет сделать разграничение достоверных и недостоверных техник и методов более очевидным.

Что значит быть evidence-based коучем? Evidence-based коучинг — это не какой-то отдельный подход или метод, это ответственное отношение к своей профессиональной деятельности, которое подразумевает проявление следующих компетенций:

  1. критически анализировать методы, предлагаемые различными «гуру», уметь проверять, являются ли эти методы научно обоснованными;
  2. применять в своей работе только научно обоснованные подходы и валидные методики, уметь обосновать это клиенту, если он спросит;
  3. уметь оценивать эффективность проводимого коучинга с помощью различных инструментов, позволяющих получить объективные данные об изменениях;
  4. уметь эти данные обработать статистически и представить заказчику.

В настоящее время уже развиваются направления коучинга, основанные на признанных доказательных подходах в психологии и имеющие подтверждения в исследованиях. Пока наибольшую доказательную базу имеет когнитивно-поведенческий подход в коучинге. Развиваются также психоаналитический коучинг, гештальт-коучин, трансактный коучинг, экзистенциальный коучинг и другие направления.


Факультет социальных наук НИУ ВШЭ приглашает вас и просит рекомендовать пройти обучение на программе Коучинг в организации. Программа курса основана на доказательном подходе и методологии когнитивно-поведенческого подхода в коучинге. В программе также используется системный подход к анализу  организации, который позволит научиться не просто проводить коуч-сессии, но использовать технологии коучинга для решения различных задач, стоящих перед организациями, а также обосновывать эффективность внедрения коучинга в организации.

Старт программы — 7 октября 2023.


Наталья Викторовна Антонова

  • Кандидат психологических наук
  • Доцент департамента психологии
  • Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Профессиональный коуч, автор и преподаватель курсов по коучингу в НИУ ВШЭ, автор учебников «Коучинг в бизнесе», «Консультирование и коучинг персонала».
  • Руководитель научно-учебной группы НИУ ВШЭ «Психология организационной коуммуникации»

Г. Москва, nvantonova@hse.ru

(Visited 218 times, 1 visits today)
Last modified: 13/12/2023
Close
🞩
Присоединяйтесь к каналу платформы - расширяйте кругозор и будьте в курсе всех событий в коучинге
телеграм