Коучинг в воспитании: 5 принципов позитивного родительства в действии - Coaching Hub
Close

Автор 15:22 Лайфхаки от экспертов, Развитие

Коучинг в воспитании: 5 принципов позитивного родительства в действии

Воспитание – это всегда трансформация личности: взгляд коуча родителей Натальи Сусловой, основателя Института позитивного родительства.


Воспитание детей в коучинговом подходе – это всегда изменения. Каким важно быть тогда папе и маме для ребенка во времена перемен? Во-первых, устойчивым, стабильным, предсказуемым. Во-вторых, гибким, принимающим, терпеливым «волшебником».  

Дети верят в чудеса. Очень полезный навык для родителей тоже верить в ребенка, его способности, еще до того момента, когда можно увидеть его желаемое поведение в действительности. 

Только представьте, что ваш ребенок уже и уверенный, и самостоятельный, и счастливый. Что чувствуете? Как тогда будете общаться с ним?  Важный навык в трансформационном родительстве – сохранять позитивный образ ребенка в своем сердце.  Особенно, когда это не очень-то и видно. Вспоминается известная история об отношении матери Томаса Эдисона к ситуации, когда ее сына за неуспеваемость выгнали из школы. Она не была согласна с этим решением в сердце. «Ты слишком способен, у тебя большое будущее, поэтому ты будешь учиться дома» – так она сказала ему и начала обучение сама.  Спустя много лет весь мир узнал талантливого ученого. Навряд ли она специально где-то училась этому отношению к воспитанию. Сейчас же такая возможность есть. 

Все большее число родителей выбирают воспитывать детей через развитие. В этом им помогают коучинговые навыки:

  • Вести позитивный диалог с ребенком
  • Сохранять доверие
  • Оставаться в состоянии взрослого
  • Слушать ребенка из принятия
  • Создавать любящее пространство
  • Задавать вопросы, раскрывающие потенциал ребенка
  • Быть поддержкой ребенку
  • Благодарить и отмечать сильные стороны ребенка

Кроме того, эти 5 принципов позитивного родительства помогут вам приводить изменения ваших с ребенком отношений в действие:

  1. Ребенок может быть другим, отличаться от других 
    Это значит, что мы не сравниваем ребенка с братьями, сестрами, одноклассниками, с собой или другими членами семьи. Мы даем ребенку право быть собой, проявлять свою индивидуальность. И чтобы понять эти отличия родители могут прояснять их с помощью вопросов, обращенных к ребенку: «А что для тебя “хорошо учиться”?», «Как ты понимаешь, что это именно то, что ты хотел?” и подобные. Этот принцип выражает потребность и право детей быть непохожими на других. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и способность сотрудничать со взрослыми.
  2. Ребенок может создавать свой опыт
    Детство — это время опыта, того, что взрослые называют ошибками. Ошибаться в детстве — нормальное явление. Более того, если в детстве детей не ругают за ошибки, а помогают увидеть в них полезный опыт, то, став взрослыми, они смогут легко исправлять собственные ошибки и прощать за ошибки других людей. Если успешно пройден этот период, то став взрослыми, они смогут брать на себя инициативу, смело идти вперед, исследовать, браться за что-то новое. Ребенок должен знать, что при каждой ошибке и неудаче в своей жизни, он может рассчитывать на поддержку родителей в форме сочувствия и готовности мамы или папы взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что все ошибки допущены только самим ребенком. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое, особенно когда был уже неудачный опыт. Таким образом, ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу. Если детей ругать за ошибки, то вырастают безынициативные люди с заниженной самооценкой, такие люди заведомо ставят себе низкую планку в развитии, либо наоборот, становятся перфекционистами и требуют этого от других.
  3. Ребенок может выражать негативные эмоции
    Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор — фактор переживания негативных эмоций — важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию. Пресечение выражения негативных эмоций: «Не плачь», «Если не перестанешь кричать, тем более ничего не куплю», приводит к тому, что ребенок может потерять связь со своими чувствами и в будущем не сможет понять ни своих чувств, ни чувства других. Задача родителей создать безопасное пространство для выражения таких чувств, при этом важно показать, что, несмотря на такое поведение ребенка, они его все равно очень любят.
  4. Ребенок может хотеть большего
    Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, чего они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность — следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу. Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желанное, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению. 
  5. Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями
    Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода и добрая воля  являются основой воспитания детей. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов позитивного родительства. И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Дети очень чутко реагируют на такие изменения в родителях. Мы можем создать прекрасное пространство для развития родителей и детей в семье с помощью коучинга. И это – путь. Коуч родителей и подростков помогает родителю этот путь пройти осознано, системно и целостно.

На открытом вебинаре “Как эффективно работать с запросами об отношениях с детьми?” Наталья Суслова поделится с коучами и родителями своим видением и опытом того, как эффективно работать с запросами об отношениях с детьми.


Наталья Суслова – международный профессиональный коуч, провела более 2600 часов коучинга, мама, автор и ведущая курса для родителей «Коучинг для родителей» с 2013 года,  обучает коучей работе с родителями в Институте позитивного родительства | Positive Parenting Institute, автор курса «Коучинг родителей и подростков»,  ментор, супервизор, автор книги «Дети-таланты – просто и радостно: коуч-дневник для пап и мам»

(Visited 110 times, 1 visits today)
Last modified: 22/01/2022
Close