Материал подготовлен Натальей Викторовной Антоновой, кандидатом психологических наук, доцентом департамента психологии НИУ ВШЭ, профессиональным коучем, автором и преподавателем программ по коучингу в НИУ ВШЭ, автором учебников «Коучинг в бизнесе», «Консультирование и коучинг персонала», руководителем научно-учебной группы НИУ ВШЭ «Психология организационной коммуникации».
Коучинг в организации отличается от лайф коучинга тем, что коуч работает не просто с отдельным клиентом, а с системой организации в целом.
Что такое система? Это целостный набор взаимосвязанных элементов, обеспечивающий выполнение функции системы. Система обладает определенной структурой, обеспечивающей ее функционирование.
Важным свойством системы является эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам ее элементов. Это означает, что система обладает каким-то новым качеством, которых нет у отдельных элементов системы. Поэтому систему невозможно изучить, разделив ее на отдельные части. Из этого свойства следует еще одно важное свойство: при изменении хотя бы одного элемента меняется вся система в целом и ее свойства.
Как это проявляется в организации? Организация – сложная система из множества взаимосвязанных элементов. Даже если мы работаем с одним руководителем, фактически мы работаем со всей системой. Изменится руководитель – изменится вся организация как система в целом.
Это задает определенные требования к коучу, работающему в организации в любой ипостаси — Executive коуч, коуч команд и так далее.
Знания, необходимые организационному коучу:
- знания психологии личности и организации деятельности
- знания организационной психологии: механизмов функционирования организации, процессов, которые происходят в организации
- знание социальной психологии: понимание процессов групповой динамики, закономерностей функционирования малых и больших групп
- бизнес и управление: понимание бизнес-процессов в организации, принципов управления, HR процессов.
К ключевым элементам системы организации можно отнести следующие (рис. 1):
1) Цель организации – центральный системообразующий элемент. Без цели организация не сможет существовать, цель задает структуру организации и необходимый набор ее элементов.
2) Задачи – следуют из цели. Важно понимать, какие задачи необходимо решить для реализации цели организации.
3) Технологии и бизнес-процессы: какие технологии и процессу нужны для реализации данных задач
4) Люди – кто будет реализовывать эти задачи, какой функционал у каждого, какие компетенции необходимы людям для реализации задач и достижения цели организации.
5) Структуры – по мере развития организации растет и совершенствуется ее структура, обеспечивающая реализацию целей.
Рис. 1. Общая структура организации
Когда коуч приходит в организацию, ему надо не только познакомиться с коучи (например, руководителем, с которым он будет работать), но и изучить систему организации и ее элементы.
Первый шаг в работе с организацией – проведение системно-структурного анализа. Уже на первой встрече при снятии запроса важно прояснить следующие моменты:
- Какие цели у данной организации? Желательно нарисовать дерево целей организации (целевую структуру организации)
- Какая миссия у организации? Миссия определяет путь к достижению цели, делает его осмысленным.
- Определение функций исполнителей (кто и что делает?)
- Каким способом достигаются цели? (технологии, бизнес-процессы)
- Структура организации (элементы и связь между ними)
- Пространственно-временные характеристики организации (размер, расположение, временной режим, продолжительность существования)
- Стадия развития организации
- Показатели успешности организации
Далее при работе с коучи важно периодически сверяться: как изменится система организации, если будут проведены обсуждаемые изменения? Будут ли эти изменения полезны для всей системы?
Проектный подход в работе с организациями
Ключевое правило: мы продаем организации не коучинг, а решение проблемы. Поэтому важно обосновать, почему именно коучинг может решить данную проблему. Как правило, наилучшим вариантом бывает сочетание коучинга с другими инструментами (тренингом, фасилитационными сессиями и т.д.).
Полный цикл проекта в организации включает следующие этапы:
- Снятие запроса и определение потребностей организации
- Сбор дополнительной информации и выдвижение гипотез
- Диагностика организации и проверка гипотез
- Планирование интервенций
- Реализация интервенций (коучинг может быть одним из видов интервенций; необходимо выбрать вид коучинга, который поможет решить проблему наилучшим образом)
- Оценка эффекта
- Мониторинг и коррекция
- Выход из консультативной работы и перевод модельного процесса в саморегулируемый
Проводить проекты в организации с применением коучинга мы обучаем на курсе профессиональной переподготовки «Коучинг в организации». Студенты не просто учатся проводить коуч-сессии, но проходят в реальных организациях полный цикл проекта – от снятия запроса и определения потребностей организации до оценки эффективности проведенной программы. Таким образом реализуется evidence-based подход в коучинге: мы проводим программу и оцениваем ее эффективность и достижение целей организации. Организации получают количественное подтверждение эффекта (не на уровне субъективной удовлетворенности), что помогает им обосновать затраты на коучинг. Студенты также учатся заключать трёхстороннее (многостороннее) соглашение.
Виды коучинга, которые могут применяться в организациях:
- Executive коучинг, или коучинг первых лиц организаций;
- Коучинг проектных команд
- Коучинг управленческих команд
- Коучинг на рабочем месте (work-place coaching)
- Внедрение коучинговой культуры – комплексная работа с организацией
- Коучинговые программы по работе с отдельными проблемами (Work-Life Balance coaching, High Workplace Performance Coaching, Workplace Stress Coaching и т.п.)
Если вы ранее не сталкивались с коучингом и пока не решаетесь полностью в него погрузиться, и также если хотите лучше подготовиться к поступлению на курс «Коучинг в организации», можно сначала пройти интенсив «Основы коучинга: научно обоснованный подход». На этом курсе вы узнаете теоретические основы коучинга, методологию evidence-based подхода, и освоите основные техники коучинга. После прохождения этого курса уже можно будет применять техники коучинга в рамках своей основной профессии, или пойти учиться дальше на курс «Коучинг в организации» для получения государственного диплома профессионального коуча.
Наталья Викторовна Антонова
- Кандидат психологических наук
- Доцент департамента психологии
- Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Профессиональный коуч, автор и преподаватель курсов по коучингу в НИУ ВШЭ, автор учебников «Коучинг в бизнесе», «Консультирование и коучинг персонала».
- Руководитель научно-учебной группы НИУ ВШЭ «Психология организационной коуммуникации»
Г. Москва, nvantonova@hse.ru