Обратной связью обычно называют реакцию на ваше поведение.
Хорошо, если наш собеседник знает и умеет давать обратную связь конструктивно и развивающе, а что если нет? Каждый день на работе и вне ее нам постоянно дают свое ценное видение и советы о том, как надо (было), коллеги, руководитель, родственники и друзья.
Пишу эту заметку со стороны воспринимающего обратную связь, потому что сторона дающего кратно больше освещена в интернете и на различных обучающих программах. Причем давать обратную связь обучаются чаще всего руководители, а наши друзья, коллеги, семья чаще всего действуют по интуиции и результат дальнейших отношений зависит от уровня эмпатии и эмоционального интеллекта обеих сторон.
В западных исследованиях говорятся о том, что не конструктивная, агрессивная обратная связь приводит к похожим эмоциональным страданиям и задействует те же нейрофизиологические пути, что и физическая боль. В исследованиях в корпоративной среде показано, что сотрудники, получившие такую обратную связь, которая повлекла за собой высокий уровень непозитивных переживаний, теряют производительность интеллектуального труда и мотивацию в принципе в разы. Это можно перенести и на любое реагирование с нашими родными, друзьями, детьми — негативная критика может иметь разрушительное воздействие на личность. При этом наиболее уязвимы люди-перфекционисты (которых обычно 25-30% в исследуемых группах), которые больнее реагируют на критику извне, чем на самокритику и не замечают позитивной обратной связи, пропускают и умаляют ее, а сконцентрированы на “том, что стоит исправить, улучшить”.
Это отступление о стороне дающего обратную связь было для того, чтобы обе стороны понимали, насколько серьезно стоит относиться к подбираемым словам и алгоритму предоставления обратной связи. Но вернемся к получению информации.
Предлагаю кратко в основных правилах обратить внимание на то, как для вас менее травматично и наиболее полезно воспринимать ту информацию о вашем вербальном или невербальном поведении, которую до вас доносит окружение:
1. Первая реакция обычно на любые комментарии в вашу сторону — возразить, отклонить, завершить беседу — даже если не внешне, то внутреннее сопротивление ощущается сразу. Попробуйте внимательно послушать, не возражая, — это ведь не значит, что вы соглашаетесь:) Когда вы начинаете спорить или возражать, вы можете не до конца понять или не услышать суть того, что хотят до вас донести, и тогда у вас меньше шансов поменять свое поведение на более эффективное для вас и окружения, в котором вы находитесь.
2. Попросите привести конкретные примеры, если говорят абстрактно, если вы не уверены, что поняли правильно собеседника. Перепроверяйте, насколько верно вы понимаете то, что до вас хотят донести.
3. Настройтесь на волну приветствия разногласий и мнений, отличных от вашего — вы можете узнать что-то новое о себе или скорректировать то, обо что всегда запинаетесь в общении, что мешает достигать ваших целей и комфортно себя чувствовать.
4. Постарайтесь быть гибкими, абсолютной правды нет в любом случае, но часть правды в чужих мнениях всегда присутствует.
5. Поблагодарите искренне за обратную связь и скажите, что вы подумаете об этом. Закончив разговор без благодарности, в следующий раз вы можете не получить необходимой вам информации о вас или о текущей ситуации, и это может разрушить ваши отношения или дело, совместную работу.
Во всем этом главные умения — навыки слушания и задавания открытых вопросов. Поэтому коучинговая технология так эффективна для того, чтобы вернуть уверенность в себе. Каждый клиент в коучинге (даже не каждый второй) приходит с неуверенностью в себе, и разрушающая сила ее настолько сильна, что переоценить это трудно — встают все дела, никакой радости от жизни нет.
Предлагаю вам в режиме бережного отношения к друг другу попрактиковать активное слушание и открытые вопросы вашим руководителям, коллегам и близким, которые оценивают вас. Вы почувствуете себя легче и счастливее, поверьте.