Обширным опытом с нами делится Елена Калугина, коуч PCC ICF, со-основатель «Лаборатории группового коучинга», экс-доцент ВУЗа, кандидат наук, эксперт в образовании взрослых, магистрант МИП.
Групповой коучинг возможен с группой до 15 участников. Данную цифру приводят мастера ICF, развивающие групповой формат по всему миру. При этом важно помнить, что официальных требований и компетенций для группового формата в ICF нет и практика ведется с опорой на компетенции индивидуального и командного коучинга.
Группа 15 человек относится к типу малой группы. При этом коучи, практикующие групповой формат, хорошо понимают разницу работы с группой 5 человек и с группой 8, 10, 12, 15 участников. Маленькие группы комфортны, управляемы и глубоки. При этом запросы на работу с «большими малыми группами» случаются в нашей практике, поэтому актуально разобрать особенности данного формата.
Прежде всего стоит определиться, что речь далее пойдет о группах от 8 человек. Такая граница основана на практическом опыте и связана с возможностью охватить участников вниманием, работать с ними в одиночку, а также с продолжительностью и возможным форматом сессии. Все указанные пункты не представляют сложности при количестве участников 4-7 человек. Для них возможно проведение 2-часовой сессии с достаточно глубоким погружением в запрос каждого, детальным контрактом и ответом каждого участника на каждый заданный коучем круговой вопрос. А как быть, если группа больше?
В данной статье мы считаем «большой малой группой» 8-15 не связанных друг с другом участников, объединенных для проведения группового коучинга по общей заявленной тематике.
Особенности группового коучинга в этом случае:
- Время сессии оптимально планировать 1,5-2,5 часа в зависимости от продолжительности коучинга (это разовая встреча или одна из цикла) и целей сессии.
- В такой группе сложнее удержать вовлеченность участников на протяжении всей сессии в случае, если каждый слушает каждого. Важно подбирать практики и подходы, удерживающие внимание. Здесь не подходит формат раундов (круговой опрос), так как участники начинают скучать, слушая ответы такой длинной цепочки коллег. Возможные форматы рассмотрим ниже.
- Чем больше участников в группе, тем больше ресурс талантов, разнообразие опыта и мнений.
- В большой группе выше требования к этике и бережности к глубоким переживаниям и чувствам участников. Критически важно не стимулировать избыточную открытость, проявив которую участники группы могут в последствии жалеть.
- Чем больше участников, тем больше пар взаимодействия и тем больше неопределенности (в том числе возможности конфронтации) в группе.
- Исходя из предыдущего пункта, если есть возможность ко-коучинга двумя коучами, это решение позволяет удерживать всю группу вниманием, распределять нагрузку и давать участникам большее ощущение устойчивости.
Рассмотрим несколько форматов взаимодействия с такой группой.
- Письменные и арт-практики.
Плюс включения в сессию таких элементов в том, что участники могут одновременно выполнять практику под ведением коуча. И озвучиваются контрактные ответы и итоги практики. Это позволяет сэкономить время в сессии и дать возможность каждому погрузиться на оптимальную для него глубину наедине со своими мыслями, а группе озвучить выводы, которые комфортно.
Минус такого формата в том, что не позволяет коучу уверенно понимать, что происходит в группе. Невербальные проявления не всегда передают «затыки» людей, а сказать о них и попросить уточнения и поддержки готов не каждый. Важна повышенная внимательность и чуткость, коуча. - Рефлексивный формат
Коуч работает с группой как целым, давая возможность ответить на вопросы по желанию. На какой-то вопрос отвечают одни участники, на другой – другие. Сессия разворачивается естественным для коучинга гибким образом. Высока неопределенность. Могут быть участники – молчуны, которые не отвечают на вопросы. Каждый проявляет себя наиболее естественным для него образом. Хороший формат при высоком уровне доверия в группе. - Метафорические практики, МАК, кино-коучинг, книжный коучинг.
Такие практики хороши тем, что каждый образ рождает свои ассоциации у всех участников встречи. Даже не отвечая на вопрос, слушая других, участник узнает, насколько разными могут быть интерпретации. Происходит мощное расширение осознанности. Риск такого формата в том, что встречают участники, которым сложно мыслить метафорическими образами. В такой ситуации коучу сложно подобрать подход для включения такого участника. Есть поддержка тем, что он возможно возьмет свою пользу из слушания размышлений группы. Стоит быть готовым к принятию любых личных особенностей и реакций.
В длительной работе различные форматы можно смешивать, делая группу разнообразной. Добавлять практики с разделением на подгруппы или пары, что даст больше камерности и интимности в работе. Партнерство с группой, доверие себе и другим, уверенное владение компетенциям и понимание метода группового коучинга и личная устойчивость (достигается терапией, личным коучингом, супервизиями) остаются лучшей опорой в работе с любым количеством участников.
Овладеть работой с группой и попробовать на себе описанные подходы и не только можно на практикуме «Основы группового коучинга», где мы снимаем многие практические вопросы и комплексно поддерживаем готовность коллег к групповой практике.
Другие материалы Лаборатории Группового Коучинга:
- Групповой коучинг: фундаментальные основы и задачи коуча, Елена Титова
- Как работать с метафорами в групповом коучинге, Елена Калугина
- Идентичность клиента: определение и значимость категории для эффективного индивидуального и группового коучинга, Елена Титова
- Кино-коучинг как формат группового коучинга, Елена Калугина
- Групповой АРТ-коучинг: ценность и эффективность подхода, Елена Титова
- Как создать эффективную поддержку в групповом коучинге, или «не создавайте участникам идеальную семью», Елена Калугина
- Групповой коучинг. Как действовать, если в группе агрессия? Елена Калугина
Елена Калугина
- коуч PCC, ICF
- со-основатель Лаборатории группового коучинга,
- экс-доцент ВУЗа
- кандидат наук
- эксперт в образовании взрослых
- магистрант МИП