О фасилитации для коучей в этом материале рассказывает Светлана Бадаева, eхecutive-коуч, мастер НЛП, кандидат психолологических наук МГУ им. Ломоносова, генеральный директор «Ассоциации Бизнес Мастерства”, основатель сообщества wingwave-коучей в России.
Коуч, обладая навыками и знаниями фасилитатора, увеличивает эффективность работы группы многократно.
Польза для самого коуча в обладании знаниями и навыками фасилитации состоит в следующем:
- расширение линейки предоставляемых услуг на качественном профессиональном уровне,
- использование услуги фасилитации как части воронки заявок на коучинг,
- расширение связей, контактов.
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Фасилитация необходима там, где люди стремятся достигнуть общей цели в командной работе, проектной группе, в ходе совещания.
Фасилитатором (от англ. facilitate — делать действие или процесс более простым) часто называют ведущего, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются…
Как провести совещания, заседания, конференции продуктивнее?
Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.
Фасилитация необходима при:
- планировании и проведении организационных изменений
- проведении совещаний, рабочих встреч, митингов
- стратегическом планировании и оптимизации бизнес-процессов
- при старте и реализации проектов
- регулировании взаимоотношений между сотрудниками
- проведении бизнес-презентаций и конференций…
- командном коучинге
- проведении коучинговых групп, нацеленных на достижение общего результата
- проведении мастер-майндов
Фасилитация — это также развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, опытом, анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их решения. Но в этом методе много важных деталей, которые могут привести группу к wow-эффекту или стать ловушкой времени в тренинге, а еще хуже — перессорить всех. В обучающем процессе тренер должен четко показывать группе, где у него роль «собирателя идей», а где он передает необходимые алгоритмы действий.
Фасилитатор — это не тот, кто сам выполняет определенное задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки.
Что объединяет коучинг и фасилитацию?
Это – партнерские отношения, ориентация на цель в будущем без собственного влияния на то, какая это должна быть цель. Фасилитатор и коуч отвечают за организацию процесса исследования и нахождения лучшего пути достижения цели, раскрытия потенциала.
Для чего коучу владеть методами фасилитации и научиться занимать роль фасилитатора в работе с группой?
- уменьшить количество усилий на поиск клиентов, так как можно один раз найти себе группу и проводить с ней командный коучинг до достижения выдающихся результатов,
- собирать людей, объединенных одной проблемой, но имеющих разные стратегии поведения — эти люди смогут обогатить друг друга, а роль фасилитатора – организовать интересный и бесконфликтный процесс коммуникаций,
- для того, чтобы увеличить свой «чек», ведь работая с группой можно заработать в 5 раз больше.
Искусству фасилитации нужно учиться. Приведу несколько примеров из опыта.
1) Моя коллега – экспоненциальный коуч, ментор решила повысить эффективность своей работы. Раньше она помогала индивидуальным предпринимателям выстроить стратегию развития своего бизнеса. Потом стала работать с командами тех самых предпринимателей. Стоимость своего времени она умножила сразу на 5. Она так здорово рассказала мне о том, как полезно мне самой довериться внешнему профессионалу, что я согласилась пригласить ее поработать со своей командой. Вдруг я тоже чего-то не знаю, так как за свое образование в области продвижения коучей коллега заплатила 1 000 000 рублей. Она убедила меня, что сможет крутануть сознание группы и вывести всех нас на новые вершины. При этом в проведении групповой работы она совершала грубые ошибки, не допустимые для фасилитатора:
-
- Не всем давала слово.
- Говорила сама больше, чем спрашивала. Тащила на себе группу.
- Теряла групповую динамику. Не реагировала на эмоциональную включенность в процесс участников группы.
- Не управляла процессом по времени. Пришлось оборвать процесс по окончании времени. У группы возник спад в конце вместо подъема.
Все это делалось из искреннего желания помощь. К чему же это привело? Вместо эффекта синергии мы получили раздрай, хотя было несколько ценных инсайтов у команды. Только вот реализовывать их никто не хотел. Возникло ощущение зря потраченного времени.
Чтобы группа видела ценность в совместной работе, фокус профессионального фасилитатора должен быть на отношениях, а не на результате. За результат отвечает группа. Фасилитатор делает так, чтобы процесс группового взаимодействия быть прозрачен и управляем. Чтобы группа прошла все стадии групповой динамики в процессе фасилитации. Фасилитатор отвечает за процесс, правильно поставленные вопросы, умение из многообразия мнений привести группу в выбору решения по эффекту рычага (одно ключевое действие, которое может быть прорывным, но не сложным по воплощению). Также фасилитатор отвечает за рамку времени.
В фасилитации, как и в коучинге есть этап, который называется «слить ржавую воду». Без него не появится «чистая вода». Фасилитатор должен уметь работать с естественным накопленным негативном. Фасилитатору важно дать место разным точкам зрения без оценки, а потом упорядочить отбор идей.
2) Участница тренинга по фасилитации долгое время работала в роли руководителя компании. Это была ее компания и отношение к ней было соответствующее. На совещаниях обычно говорила она, все остальные слушали.
Потом что-то делали как могли, но наша героиня была все время недовольна отсутствует хозяйского подхода, без инициативности сотрудников. Она решила изменить ситуацию, начав с себя. После тренинга по фасилитации она с восторгом рассказывала мне, что группа была настолько включенной, как будто бы людей подменили. А главное – сейчас они с энтузиазмом воплощают в жизнь совместные планы. Показывала мне какие доски они оформляют. А также к каким результатам пришла организация, благодаря внедрению фасилитации. Компания смогла завоевать все возможные кубки на региональном уровне.
3) Я проводила корпоративный тренинг по фасилитации для преподавателей детского сада Павловской гимназии. Изначально преподаватели искали инструменты, как провести большую конференцию с коллегами более интересно, чем обычно. Вот один из десятков отзывов участника конференции о моей работе в роли фасилитатора: «понравились четкий тайминг, совместная классификация вопросов с уточнениями, доброжелательная легкая атмосфера. Каждый слышал друг друга, у всех была возможность высказаться, найти точки соприкосновения в работе». Но самым большим удивлением для меня стал отзыв преподавателей, что они внедрили фасилитацию в работу с детьми детского сада. Инструменты фасилитации помогли им быстро адаптировать новых детей, командообразовывать их, а также развивать малышей.
Как было бы здорово, чтобы каждый руководитель, учитель, педагог владел бы инструментами фасилитации и действовал из коуч-позиции в работе с людьми.
Приглашаю вас повысить свою квалификацию на тренинге: «Передача технологии разработки и проведения фасилитационных сессий». Ближайший тренинг пройдет очно в Москве с 17 по 19 марта 2023 года регистрируйтесь и до встречи!
Светлана Бадаева, eхecutive-коуч, мастер НЛП, кандидат психолологических наук МГУ им. Ломоносова, генеральный директор «Ассоциации Бизнес Мастерства”, основатель сообщества wingwave-коучей в России